О стандарте дошкольного образования

О стандарте дошкольного  образования.

                                                      Материал подготовила заместитель заведующего Кондрашова С.А.

Образование сегодня гарантирует те равные возможности для каждого маленького гражданина, на которые он имеет конституционные права и гарантии. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепил дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным  образовательным стандартом и это, без сомнения, знаковое событие. Для нас — работников детских садов — очень важно, что вопросы дошкольного образования стали приоритетными в нашем государстве. В этом году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом  Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г №1155 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»( зарегистрировано в Минюсте РФ  14.11.2013г ,регистрационный №30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014г.

В соответствии с законом об образовании произошло изменение названия: дошкольное образовательное учреждение теперь образовательная организация.
Зачем нужен отдельный стандарт для дошкольного образования?

Такой стандарт появляется в нашей жизни впервые. Его разработчики называют «стандартом поддержки разнообразия детства, уникальности детства, его неповторимости». Государство пришло, наконец, к осознанию того, что дошкольное образование очень эффективно с точки зрения финансовых вложений, пусть даже этот эффект проявится через десяток лет. Известно, что основополагающие способности и поведенческие нормы человека формируются в раннем возрасте, и к ТРЕМ годам человек сформирован уже на 70%. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни, культура поведения, уважение к другим людям, толерантность и др.

ФГОС ДО-это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы  затрат на оказание государственно( муниципальной)  услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведении их аттестации.  ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, и  сохранению единства образовательного пространства российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с  учетом Конвенции ООН о правах ребенка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями ( далее вместе-Организации), реализующими образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями( законными представителями) при получении  детьми  дошкольного образования в форме семейного образования ( семейных групп).

На сегодняшний день детские сады работают по целому спектру новых программ и технологий, что способствует повышению качества образования. ФГОС гарантирует основную программу для всех, но обязательно предлагает и дополнительное образование  с целым комплексом востребованных родителями образовательных услуг.
О требованиях к Программе

ФГОС ДО определены  требования к структуре, содержанию и объему Программы.

Так, определено, что Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Организация сама определяет продолжительность пребывания детей, режима работы.

В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп  кратковременного  пребывания   детей, групп полного и продлённого дня, в  том  числе разновозрастных групп.

Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.  Ее содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации  и способностей  детей  в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей ( образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

О требованиях к условиям реализации Программы

  • Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что  эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах  социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
  • Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования
  • Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие, как требования уважения к человеческому достоинству детей, использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на  основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей ( законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
  • Для получения без дискриминации качественного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.
  • Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах
  • Комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных  коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
  • Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г №26 ( зарегистировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

исходят из того, что она должна  обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.

Развивающая  предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Как изменится дошкольное образование?

Стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. В дошкольном детстве ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Каждый ребёнок должен почувствовать, что является ценностью не только для родителя, но и для общества. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования — положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире: с семьёй, регионом, страной.

Ученые доказали, что полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни — полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Ценность детского сада в том, что это место, где ребенок может быть самим собой, заниматься под руководством воспитателя, хорошо его знающего, интересными развивающими делами (играть, конструировать, рисовать, слушать музыку, придумывать сказки и др.); участвовать в детском сообществе, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый.

Встраивание себя в детское сообщество — важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения. Главная целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше мы делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

Одно из серьезных требований нового стандарта — вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Игра развивает мышление, фантазию, помогает освоить социальные роли и так далее. Сейчас, к сожалению, дети почти не играют в те традиционные игры, какими мы их помним . Ребенка начинают учить, он теряет возможность активного поведения, игры. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение. Ведь ключевая особенность дошкольного детства — это приобщение ребенка к ценностям культуры, которое происходит через игру.

Как будет отслеживаться качество дошкольного образования?
Все дети разные и у каждого — своя траектория развития. В закон «Об образовании» внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах необходимо фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги и родители понимали над чем работать дальше.

Л.Н. Толстой писал о дошкольном детстве: «Разве не тогда я приобрел все то, чем сейчас живу, и усвоил так много, и настолько быстро, что во всю остальную жизнь я не получил и сотой доли того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего — огромное расстояние».

О требованиях к результатам освоения Программы

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров ( возможных достижениях ребенка) дошкольного образования:

  • целевые ориентиры  образования в младенческом и раннем возрасте;
  • целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

При соблюдении требований  к условиям  реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

О требованиях к работе с родителями

В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям ( законным представителям) в воспитании  детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в  развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из  принципов построения ФГОС  ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных  работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО,-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

  • информировать родителей ( законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей ( законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством  создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки  образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих  реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями ( законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Комментарии запрещены.