Паспорт построения инклюзивного образовательного пространства в ДОУ с использованием коррекционно-развивающего потенциала педагогики Монтессори

1

Базовая площадка Муниципальное общеобразовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида №149 г. Батайска

2

Тема инновационной деятельности Построение инклюзивного образовательного пространства в ДОУ с использованием коррекционно-развивающего потенциала педагогики Монтессори

3

Основание для разработки программы Рекомендации Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2009, № АФ-150/06Закон  Российской Федерации « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ с изменениями на 24 апреля 2008 года)

Национальная образовательная инициатива « НАША НОВАЯ ШКОЛА» 04.02.2010

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

4

Основной разработчик Программы Педагогический коллектив  МДОУ №149, под научным руководством к.п.н., доцента кафедры дошкольного образования  ГБОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Л.В.Бех и заведующего Исаевой А.Б.

5

Цель программы Обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием коррекционно-развивающего потенциала педагогики Монтессори.

6

Задачи программы 1.Сконструировать модель управления инклюзивным образовательным пространством ДОУ.2.Разработать и внедрить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием коррекционно-развивающего потенциала Мантессори..

3.Создать единую образовательную среду для детей с различными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов.

4.Обеспечить организацию системной подготовки и повышения  уровня компетентности специалистов для овладения специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии.

7

Сроки и этапы реализации Программы Подготовительный (2008-2009г)  Разработка модели управления инклюзивным образовательным пространством ДОУ.Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-педагогической базы Программы; анализ, имеющихся ресурсов в ДОУ для реализации Программы; формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; выявление уровня готовности педагогов к реализации инклюзивного образования. Выявление уровня готовности педагогов к реализации инклюзивного образования. Создание структурных подразделений (служб). Открытие инклюзивных групп

Деятельностный (2008-09г.) Реализация модели управления управле   ния инклюзивным образовательным пространством ДОУ. Разработка и внедрение системы комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием коррекционно-развивающего потенциала Монтессори. Повышения квалификации и компетентности педагогов в системе непрерывного профессионального развития.

Формирование и деятельность проектно-исследовательских групп  по различным вопросам инклюзивного образования; формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, инновационно-экспериментальных банков по результатам реализации инклюзивного образования.

Рефлексивный (2010-2011г). Обобщение и анализ результатов деятельности МДОУ по инклюзивному образованию; построение системы трансляции опыта МДОУ по вопросам инклюзивного образования на регион, город.

8

Объемы и источники финансирования Программы финансирование Программы осуществляется:за счет средств муниципального бюджета г. Батайска.

за счет внебюджетных и привлеченных источников.

9

Предполагаемый результат -условия, обеспечивающие доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов:нормативно-правовые

материально-технические

предметно-средовые

кадровые

-информационно-аналитический банк обобщающего характера результатов реализации инклюзивного образования;

система комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детям-инвалидам, а также родителям (законными представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей;

внедрение новых коррекционных и педагогических технологий и программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами;

методические рекомендаций и пособий, обобщающие опыт развития инклюзивного образования в ДОУ

Актуальность

Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В последние годы растет и число исследований, в которых дошкольные этапы рассматриваются уже в контексте проблемы реформирования системы дошкольного воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н.Малофеев, М.М.Маркович, Н.Д.Шматко). Большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья лишь в аспекте их психолого-педагогической или медико-социальной защиты. Образование и социальная адаптации таких детей остаются практически неразработанными с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательного учреждения, так и на уровне государственной политики.

Осуществляя выбор путей построения инклюзивного образовательного пространства в ДОУ с использованием коррекционно-развивающего потенциала педагогики Монтессори и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, социума, сложившуюся ситуацию в городе: наличие 26% детей-инвалидов дошкольного возраста. Из общего количества детей, с заболеванием детского церебрального паралича-15 детей, с нарушениями опорно-двигательного аппарата-29детей. В городе Батайске отсутствует опыт функционирования групп инклюзивного образования в детских садах и оказания квалифицированной психолого-педагогической  помощи в данном направлении. Обращение к проблеме построения инклюзивного образовательного пространства обусловлено наличием детей с ОВЗ, из них с детским церебральным параличом (ДЦП)-4 ребенка, 1 ребенок с синдромом Дауна,1 ребенок с ЗПР и отсутствием системы комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве ДОУ.

Анализ нормативных документов, научных исследований и педагогической практики позволил выявить ряд противоречий:

— между государственными требованиями к обеспечению доступного качественного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья и отсутствием условий, обеспечивающих таковое;

— между организацией обучения и воспитания детей с ОВЗ и недостаточной готовностью педагогов к сопровождению этих детей в условиях интеграции в массовую общеобразовательную среду.

— необходимостью во внедрении инновационных технологий, позволяющих учитывать различные образовательные и медико-социальные потребности детей, и их недостаточной разработанностью.

Выявленные противоречия позволили определить проблему инновационной деятельности, связанную с отсутствием системы комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве массового ДОУ и не достаточной готовностью педагогов к ее реализации.

Концептуальная основа построения модели инклюзивного образовательного

пространства в ДОУ с использованием коррекционно-развивающего

потенциала педагогики Монтессори

 Концепция определяет общие подходы к совершенствованию специального (коррекционного) образования в аспекте реализации принципа доступности качественных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Моделирование инклюзивного образовательного пространства должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, обучающихся, родителей, воспитателей направленную на психолого-педагогическую поддержку и разностороннее развитие обучающихся, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию, и саморазвитие ребенка, с использованием  коррекционно-развивающего потенциала педагогики Монтессори.

Целью построения модели инклюзивного образовательного пространства в ДОУ является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности обучающихся к самоопределению, саморазвитию и самопознанию в новых образовательных и иных системах. Это необходимо сделать, для того чтобы  научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

«Интегративное» образование предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в  детском саду.

В условиях гуманизации современного российского образования, наша инновационная деятельность осуществляется на идеях развивающего потенциала педагогики Монтессори. Практика коррекционно-развивающей деятельности педагогов ДОУ осуществляется с позиции теории комплексного изучения личности ребенка и социально-психологических закономерностей овладения культурными средствами деятельности, исследованных в работах А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Т.А.Сергеевой, Л.М. Шипицыной и др.

Данная позиция способствовала:

установлению обратной связи и осуществлению контроля за развитием личности ребенка;

определению уровня психического, личностного и физического развития детей с ОВЗ;

оценке результативности предпринимаемых воспитательных и социально-реабилитационных воздействий;

прогнозированию изменений в развитие ребенка на ближайшую и дальнюю перспективы;

разработке программы социализации, развития и коррекции  имеющихся проблем, формированию личностных и физических качеств с учетом данных социально-психологического обследования ребенка и использованием коррекционно-развивающих возможностей педагогики Монтессори.

Реализация инклюзивного образовательного пространства в ДОУ с использованием коррекционно-развивающего потенциала педагогики Монтессори осуществляется в соответствии с принципами:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания.

Принцип модульной организации образовательных программ.

Принцип самостоятельной активности ребенка.

Принцип семейно- ориентированного сопровождения.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Принцип активного взаимодействия  всех участников образовательного процесса.

Принцип междисциплинарного подхода.

Принцип организации вариативной развивающей среды.

 

Этапы реализации модели управления инклюзивным образовательным пространством ДОУ.

 Подготовительный (2008-2009г)  Разработка модели управления инклюзивным образовательным пространством ДОУ.

Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-педагогической базы Программы; анализ, имеющихся ресурсов в ДОУ для реализации Программы; формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; выявление уровня готовности педагогов к реализации инклюзивного образования. Создание структурных подразделений (служб). Открытие инклюзивных групп.

Обогащение предметно-развивающей среды специализированным Монтессори оборудованием для инклюзивного образования дошкольников.

Деятельностный (2008-09г.) Реализация модели управления инклюзивным образовательным пространством ДОУ. Разработка и внедрение системы комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием коррекционно-развивающего потенциала Монтессори. Управление, комплексной реабилитацией детей с проблемами развития, при реализации индивидуальных программ (или маршрутов, как мы их называем) в коррекционно-развивающем процессе Повышения квалификации и компетентности педагогов в системе непрерывного профессионального развития.

Формирование и деятельность проектно-исследовательских групп  по различным вопросам инклюзивного образования; формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, инновационно-экспериментальных банков по результатам реализации инклюзивного образования.

Рефлексивный (2010-2011г). Обобщение и анализ результатов деятельности МДОУ по инклюзивному образованию; построение системы трансляции опыта МДОУ по вопросам инклюзивного образования на регион, город. Организация работы стажерской площадки.

 

          Модель управления инклюзивным образовательным пространством ДОУ.

Модель представляет собой комплекс административных и научно- методических, практических решений, результативно- коррекционных, которые реализованы в дошкольном учреждении в контексте гуманистической парадигмы и содержит взаимозависимые блоки.

 Первый блок структурно-функциональный модуль управления образовательным учреждением, включающий систему служб, деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей от 2 до 7 лет с использованием развивающего потенциала педагогики Монтессори на основе принципов интеграции.

Разработан пакет нормативно-правового сопровождения инклюзивного образования:

положение об инклюзивной группы (особенности комплектования, выбора специалистов, организации  развивающей среды, представление индивидуальных образовательных услуг);

Приказ об организации инклюзивной группы ,

Положение о творческой  группе

Положение о совете инновационной площадки

Внесены изменения в действующую нормативно-правовую базу работы ДОУ (Устав, годовой план работы ДОУ, должностные инструкции, циклограммы деятельности специалистов, в инструкцию по охране жизни и здоровья детей, договоры ДОУ с родителями).

Разработан проект «Построение инклюзивного образовательного пространства в ДОУ с использованием коррекционно-развивающих потенциала педагогики Монтессори»

Управление осуществляется временной структурой— Инициативно-творческая группа, в состав которой вошли заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, учитель-дефектолог, Монтессори-педагог, педагог- психолог (с целью изучения актуальности  проблемы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в  образовательное пространство группы детского сада, обеспечения информационной и научно-методической поддержки, подготовки предложений по организации и функционированию инклюзивной группы)

Совет инновационной площадки для обеспечения согласованной деятельности коллектива ДОУ в инновационном режиме, координации деятельности различных служб, разработки концепции, внесения дополнений в  программу развития, годовой план, стратегического планирования деятельности  инклюзивной группы)

Психологическая служба — деятельность которой заключается в наблюдении за ребенком в период адаптации в инклюзивной группе, изучении их потенциальных возможностей, подготовка рекомендаций для педагогов и родителей, изучение профессионально — личностных качеств воспитателя, проведение психолого-педагогических консилиумов, направление детей с ОВЗ на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Служба мониторинга— цель направлена на определение критериев уровня  психического и личностного развития ребенка; оценки результативности предпринимаемых воспитательных и социально-реабилитационных воздействий, определение  критериев и уровня компетентности педагогов, их готовности работать с детьми  с ОВЗ) обеспечения комплексной характеристики качества образования)

Медицинская служба : врач, медицинская сестра ДОУ

Попечительский совет детского сада , создан для оказания содействия МДОУ в деле обучения и воспитания детей, финансовой поддержке образовательных программ, инновационных процессов, улучшения материальной базы МДОУ.

 Родительский комитет группы —.  оказывает содействие в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоро­вья обучающихся, свободного развития личности; в защите законных прав и интересов воспитанников; в организации и проведении групповых и общесадовских ме­роприятий.

ПМПк служба : председатель- заведующий, члены  ПМПк — специалисты  детского сада

Информационная служба  обеспечивает создание информационного банка в области инклюзивного образования дошкольников с помощью ИКТ,  информирование и просвещение родителей, общественности с использованием информационных ресурсов: буклетов, листовок, брошюр, сайта ДОУ).

На данном этапе осуществлена разработка пакета нормативных документов, регулирующих функционирование инклюзивного образовательного пространства ДОУ :

Организация инклюзивного образовательного пространства потребовала модернизации коррекционно-развивающей образовательной среды и укрепления материально-технической базы. Приобретены Монтессори-материал, шкафы, столы, стулья, полки, кровати, напольное покрытие, жалюзи, музыкальный центр, телевизор, DVD, мультимедийный проектор.

Оборудованы тренажерный зал, комната психологической разгрузки, музыкально-театральный зал, фитокафе, логопедический кабинет.

Переход к модели инклюзивного образования потребовал от педагогов создания в группе соответствующей адаптивной предметной среды детства и реализация на ее основе личностно-ориентированного интегративного и коррекционно-развивающего подходов к ребенку. Для преобразования предметно-развивающей среды был составлен план методической работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности по теме: «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды». Дизайн-проект позволил развить у педагогов проектное мышление, для которого характерны новаторство, поиск, дискуссия, неординарность мышления.

Ведущим принципом организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе является принцип размещения материалов по типу мини- центров развития детей, созданных с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние, освоить самостоятельно определенное действие с предметами и материалами. Центры служат основой реализации программного содержания всей образовательной, реабилитационной и коррекционно-развивающей работы с детьми. Например, центр — Монтессори включает зоны: практической жизни, сенсорную, развития  речи, математики, познавательную. Монтессори — материалы, которые  там имеются, создают базу для развития речи и интеллекта и являются стимулом для активизации познавательного интереса, помогают приобрести различные навыки, обогатить сенсомоторный опыт, влияют на общее, эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Мини- центр игры и игрушек, представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку и моделирующими пространство для сюжетных игр. Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, театрализованной. Центр познавательно-исследовательской деятельности представлен объектами исследования в реальном действии. Действия с разнообразными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз. Центр двигательной активности рационально  содержит физкультурное оборудование, создающее благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей. Центр речевой деятельности оборудован библиотекой, предметными и сюжетными картинками, дидактическими играми по речевому развитию детей.

Второй блок – система подготовки и повышения уровня компетентности специалистов для овладения специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии, формирование готовности дошкольников с ОВЗ к интеграции в социум.

Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и педагогов с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:

представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

знание методов психологического и дидактического проектирования педагогического процесса,

умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством).

Для изменения стереотипов, а далее и профессиональной позиции педагогов в инклюзивном пространстве большую роль играют тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых мероприятий педагогами инклюзивных ОУ позволяет продемонстрировать профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной деятельности.

В качестве необходимых условий, обеспечения готовности педагогов ДОУ к работе в инклюзивной группе были выделены: мотивация работников инклюзивной группы (воспитатели, специалисты и  младший обслуживающий персонал); систематическое повышение квалификации педагогов с целью развития способности вхождения в нестандартную ситуацию ребенка и гибкостью принятия решений при возникновении условий, связанных с особенностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также и с изменяющимися условиями работы.

Мы провели исследование по выявлению факторов влияющих на профессиональное развитие педагогов инклюзивной группы на начальном  и промежуточном этапе инновационной деятельности, мотивационная готовность педагогов осуществлять сопровождение детей с ОВЗ в группе инклюзивного образования. К факторам стимулирующим  профессиональное развитие педагогов ( по П.И. Третьякову и К.Ю. Белой) относятся:

— материальные факторы;

— социальные;

-психологические;

-административно- управленческие;

— методическая работа.

Факторы, стимулирующие мотивацию педагогов.

Были выявлены следующие факторы, стимулирующие мотивацию педагогов: административно — управленческом факторы (75%),

методическая работа (80%),

благоприятный психологический климат в коллективе (90%)

материальные факторы оказались не столь значимыми (20%).

Самооценка творческого потенциала педагогов  осуществлялась на основе теста

Никишиной И.В « Какой Ваш творческий потенциал»

Анализ результатов тестирования, проведенного в январе 2012г. показывает, что возросло число педагогов, отметивших  рост своего творческого  потенциала. Их количество возросло с на 20% (с 2человек до 4). Полученные результаты демонстрируют, что повысилась мотивация, обеспечивающая потребность в самосовершенствовании и профессиональном развитии, что обеспечило эффективность результатов коррекционно-развивающей деятельности.

Достижению позитивных результатов предшествовала целенаправленная и планомерная методическая работа, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров , в том числе, работающих в группе инклюзивного образования осуществляется через разнообразные формы:

-систематическое повышение квалификации на базе ГБОУ ДПО РО ИПК и ППРО по проблемам: «Эффективность управления муниципальной системой дошкольного образования в условиях реализации федеральной целевой программы развития образования», «Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий в условиях современного ДОУ»;

-педагоги ДОУ привлекаются к участию в работе семинаров, тренингов, мастер-классов по проблемам: «Коррекционный театр физического воспитания и оздоровления детей — церебраликов», «Коррекционное физическое воспитание детей с особенностями в развитии». (Ефименко Н.Н); «Обучение по методу Монтессори от 3до6лет» ; «Программно-методическое обеспечение образования учащихся с умеренной и тяжелей умственной отсталостью» (Л.Б. Баряева); «Проектирование инновационной модели дошкольного образовательного учреждения»; «Проектирование образовательной программы дошкольного образовательного учреждения», «Реализация инклюзивного подхода в детском саду».

-Круглые столы по проблемам: «Актуализация инклюзивного образования на современном этапе», «Потенциал инновационной развивающей среды в инклюзивной группе», «Психолого-педагогическое сопровождение детей  с ограниченными возможностями здоровья», «Возможности использования Монтессори-материала в работе с детьми» и др. Разработана система психолого-педагогической и коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Третий блок система комплексного психолого-педагогического сопровождения (диагностическое, коррекционное и развивающее направления на модульной основе) адаптации, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием коррекционно-развивающего потенциала Мантессори при взаимодействии служб, педагогов и родителей.

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в гибком режиме. Формой инклюзивного образования в нашем детском саду является группа комбинированного вида полной интеграции (списочный состав 20 детей: с нормой в развитии 14 детей и 6 детей-инвалидов: ДЦП, Даун.)

Мы используем такие формы организации детской деятельности как фронтальные занятия, подгрупповые, индивидуальные, а также активно практикуем работу детей в парах. Все режимные моменты жизни в детском саду (прогулки, гигиенические процедуры, прием пищи дети проживают вместе). Особые условия мы создаем на общих занятиях, где вместе с ведущим педагогом действует еще один специалист. Это может быть учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Активно применяем здоровьесберегающие технологии: арттерапия, музыкотерапия, терапия движением, игротерапия, песочная терапия, сказкотерапия, которые усиливают социальную активность ребенка, позволяют накапливать положительный опыт межличностного общения таким образом «особый ребенок» подготавливается к жизни в обществе. Кроме этого мы используем коррекционно-развивающий потенциал педагогики М.Монтессори. В ДОУ имеется Монтессори-группа — это место, в котором ребенок свободен от господства взрослого, он открывает свой мир и развивает свой разум и тело, учиться умению различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; знакомиться со свойствами тканей.

Комплексное психолого-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось поэтапно. На первом этапе, в рамках первого направления, осуществляем сбор данных о детях-инвалидах, проводим анализ уровня их развития, исходя из специфики заболеваний. Кроме того, обеспечиваем безболезненное вхождение воспитателя в инклюзивное образовательное пространство, адаптацию к новым условиям профессиональной деятельности. На этом этапе у воспитателя происходит рефлексия своей педагогической деятельности, он изучает нормативную базу, теоретические основы инклюзивного образования, затем  изучаем и анализируем коррекционные программы и пособия для детей с учетом ведущего заболевания.

При реализации  образовательной программы педагог дифференцирует разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог самостоятельно определяет  индивидуальную программу обучения в соответствие с рекомендациями ПМП комиссии ДОУ. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой.

Одновременно специалистами решается диагностическая и коррекционная работа. Заполняется диагностическая карта и карта комплексной коррекции.

Для успешной работы педагогов предусмотрено ведение ими следующей документации:

список группы с описанием особенностей каждого ребенка.

рекомендации специалистов для работы с «особыми» детьми.

дневник наблюдений за «особым» ребенком.

Содержание и направление индивидуальных программ( маршрутов) разительно отличаются друг от друга. Это продиктовано не только наличием различных дефектов развития, но и разницей в начальном уровне интеллектуального, физического и личностного развития.

Реализация индивидуального маршрута (для детей с ОВЗ) осуществляется поэтапно. Время прохождения каждого этапа ребенком устанавливаются, исходя из возможностей конкретного малыша и показателей мониторинга. Переход на следующий этап только в случае усвоения задач предыдущего.

С целью обеспечения социальной адаптации детей-инвалидов разработан специальный план, включающий мероприятия с участием детей данной категории. Для отслеживания результатов деятельности участников эксперимента систематически организуется круглый стол, на котором обсуждаются следующие вопросы:

эффективность реализации индивидуальных маршрутов развития;

использование специальных методов и приемов Монтессори-педагогики в коррекционной работе;

результаты мониторинга.

Заключительные результаты мониторинга развития позволяют определить дальнейший маршрут сопровождения детей.

Мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно с развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого малыша.

Цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально, и детей, имеющих различные проблемы, являются «общими», но «маршруты» к их достижению различны. И определяются они путем комплексной медико-психолого-педагогической диагностики ребенка с последующей разработкой и осуществлением  индивидуальных программ  коррекции и социализации, методов и приемов воспитания.

Использование метода Монтессори позволяет нам модернизировать коррекционно-образовательный процесс в детально продуманной и тщательно организованной дидактической среде. Монтессори-материалы четко структурированы и практичны, привлекательны и просты в применении и позволяют  реализовать принцип самообучения, самореализации, саморегуляции каждым ребенком. Она как бы подталкивает к спонтанным действиям, развивающим концентрацию внимания и координацию движения ребенка.

Методы Монтессори-педагогики оптимально подходят для ребенка с любым уровнем умственного, психического, речевого развития, поскольку реализуют индивидуальность в обучении. Нормализация по-Монтессори –это превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося ) в нормальное.  Одновременно с нормализацией поведения повышается эффективность коррекционной работы, поскольку дети начинают демонстрировать поведение, свойственное детям с нормой в развитии.

Монтессори-педагог организует работу детей с Монтессори-материалом. Основными формами работы педагога с детьми являются презентации (трехступенчатые уроки), общие занятия на Монтессори-круге, уроки тишины, свободная работа  детей.  В процессе работы дети приобретают навыки практической жизни ( шнуровка обуви, завязывание бантов, наливание-переливание воды и т.д.) и главное- получают сенсомоторное развитие.

Внедрение инновационных форм семейно-ориентированного сопровождения, в основании которого лежит семейное консультирование, семейно-ориентированная психотерапия, детско-родительские группы, что  позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап коррекционно-развивающего процесса. Комплексная психолого-педагогическая помощь  семье.

Диагностический модуль (комплексное и системное изучение ребенка с ОВЗ, для разработки индивидуальной траектории и стратегии образовательного маршрута).

Коррекционный модуль  — технология оказания помощи разным категориям дошкольников на основе личностного ресурса ребенка. Коррекция — метод воздействия специалистов, дефектолога и практического психолога, для оптимизации развития психических процессов, функций и гармонизации личностных свойств и методы руководства индивидуальными, подгрупповыми и групповыми формами работы.  Формы социального взаимодействия (коммуникации, различные формы общения).

Развивающий модуль — методическое обеспечение и методы руководства детской деятельностью и отношениями детей, с постепенным усложнением задач взаимодействия и сотрудничества в детском и детско-взрослом сообществах. Реализация специальных развивающих программ, направленных на формирование духовно-нравственного осмысления, социальной толерантности всех участников образовательного процесса. Предметно-развивающая среда, содержащая материал Монтессори- условие саморазвития ребенка.

Критериями уровня социального развития дошкольников с ОВЗ является специфическая система компетенций, обеспечивающая постепенное формирование у детей системы навыков социальных поведения и обучение продуктивным формам общения со взрослыми и сверстниками.

Четвертый блок — результативно коррекционный направлен на определение результативности в реализации модели в соответствии со следующими критериями и показателями:

условия, обеспечивающие доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов:

нормативно-правовые

материально-технические

предметно-средовые

кадровые

-информационно-аналитический банк обобщающего характера результатов реализации инклюзивного образования;

система комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детям-инвалидам, а также родителям (законными представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей;

новых коррекционных и педагогических технологий и индивидуально-ориентированных программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами;

методические рекомендации и пособия, обобщающие опыт развития инклюзивного образования в ДОУ.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями детей, имеющих проблемы в здоровье:.активно внедрялись инновационные формы семейно-ориентированного сопровождения, в основании которого лежит семейное консультирование, семейно-ориентированная психотерапия, детско-родительские группы, что  позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап коррекционно-развивающего процесса. Не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка с ОВЗ. Включение семьи в поле коррекционного взаимодействия считается основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого-педагогическую помощь такой семье.

Организован и начал свою работу «Семейный клуб». «Клуб» создан с целью расширения возможности вовлечения родителей в образовательное пространство, обучения их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности, как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями воспитанников. В работе «Клуба» принимают участие все специалисты ДОУ. Это дает возможность максимально широко использовать опыт работы педагогов различных направлений и удовлетворять потребности большинства родителей. Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей-инвалидов, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий. Практические занятия организовали следующие специалисты: педагог-психолог,  инструктор по физическому образованию, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, работающий с детьми с задержкой психического развития.

Сотрудничество специалистов делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное взаимодействие между специалистами учреждений различных типов способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития. Взаимодействие с социумом осуществляется по образовательной вертикали: детский сад- детская поликлиника №1-психологический центр «Перекресток»-центр «Добродея» г.Шахты-общеобразовательная школа №16.

В результате реализации инновационного проекта:

Подготовлена нормативно-правовая документация инклюзивного образовательного пространства (приказ, положение об инклюзивной группе , целевая программа, положение об инновационном совете).

Разработана регламентирующая документация для работы с инклюзивной  группой (расписание занятий, режим дня, план взаимодействия специалистов, перспективные, календарные планы воспитателей, составлены портфолио на воспитанников с ОВЗ).

Разработаны и реализуются индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Создана модель управления инклюзивным образовательным пространством.

Разработана модель режима двигательной активности дошкольников с функциональными ортопедическими нарушениями.

Подготовлены педагогические проекты .

Наблюдается положительная динамика физического и психического здоровья детей и социализации детей с ОВЗ.

Перспективы работы коллектива по проблеме.

 Создать условия для открытия группы кратковременного пребывания Лекотеки для детей с ОВЗ, не посещающими ДОУ.

Доработать образовательную программу ДОУ в части «содержание коррекционой работы с детьми с ОВЗ», учитывая особенности  инклюзивного образования.

Разработать воспитательную систему инклюзивного образования детей дошкольного возраста.

Обеспечить преемственность инклюзивного дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Мой блог находят по следующим фразам

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.